Разделы сайта

Главная
Яндекс.Метрика

Учащимся

Телефоны доверия и горячих линий


В 2020/2021 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – с 1 сентября 2020 г. по 31 октября 2020 г.;

вторая – с 9 ноября 2020 г. по 24 декабря 2020 г.;

третья – с 11 января 2021 г.  по 27 марта 2021 г.;

четвертая – с 5 апреля 2021 г. по 31 мая 2021 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 8 дней с 1 ноября 2020 г.  по 8 ноября 2020 г. включительно;

зимние – 17 дней с 25 декабря 2020 г. по 10 января 2021 г.  включительно;

весенние – 8 дней с 28 марта 2021 г.  по 4 апреля 2021 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2021 г.  по 31 августа 2021 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2021 г. по 31 августа 2021 г. включительно.

Для учащихся I – II классов (ІІІ классов – для учащихся с ОПФР с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 15 февраля 2021 г. по 21 февраля 2021 г. продолжительностью 7 дней.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
27.11.2019 № 488

ПРАВИЛА

внутреннего распорядка для учащихся ГУО "Средняя школа № 28 г. Минска"

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила внутреннего распорядка для учащихся (далее – Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыi» и иными нормативными правовыми актами.

1.2. Правила устанавливают нормы поведения учащихся в здании и на территории учреждения образования с целью совершенствования организации образовательного процесса, рационального использования учащимися учебного времени, укрепления дисциплины учащихся, повышения качества образования, воспитания уважения к личности, развития культуры поведения и навыков общения.

1.3. Согласно Правилам все учащиеся имеют одинаковые права и обязанности, несут одинаковую ответственность за нарушение норм поведения в учреждении образования.

1.4. В соответствии с настоящими Правилами в каждом учреждении образования к началу нового учебного года разрабатываются Правила внутреннего распорядка для учащихся, которые согласовываются Советом учреждения образования и утверждаются директором.

1.5. Изменения и дополнения в Правила вносятся в порядке, определенном подпунктом 1.4 настоящих Правил.

1.6. Правила доводятся до сведения педагогических работников учреждения образования на первом заседании педагогического совета или совещании при директоре в каждом новом учебном году, до всех учащихся учреждения образования – на первом классном часу нового учебного года, а до их законных представителей – на первом родительском собрании нового учебного года (под роспись).

1.7. Правила распространяются на всех учащихся учреждения образования.

1.8. Правила размещаются в доступном для обозрения всеми участниками образовательного процесса месте и на официальном сайте учреждения образования.

 

II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА УЧАЩИХСЯ

2. Учащиеся имеют право на:

2.1. получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;

2.2. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

2.3. получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;

2.4. уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;

2.5. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

2.6. пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;

2.7. бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;

2.8. участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее – Устав);

2.9. отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;

2.10. создание благоприятных условий для самообразования;

2.11. объективную оценку знаний;

2.12. сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;

2.13. обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;

2.14. посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;

2.15. выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;

2.16. изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;

2.17. получение платных услуг из числа, оказываемых учреждением образования;

2.18. получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;

2.19. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;

2.20. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

2.21. получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;

2.22. участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

2.23 участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;

2.24. защиту от любых противоправных посягательств;

2.25. неприкосновенность личности.

3. Иные права учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

 

III. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

4. Учащиеся обязаны:

4.1. соблюдать Устав, выполнять решения Совета учреждения образования, иных органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования администрации и педагогических работников;

4.2. находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);

4.3. покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного члена администрации);

4.4. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания;

4.5. посещать классные и информационные часы;

4.6. участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;

4.7. решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;

4.8. бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;

4.9. уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;

4.10. заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;

4.11. немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);

4.12. заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;

4.13. размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;

4.14. соблюдать деловой стиль одежды, использовать одежду и обувь для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;

4.15. иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;

4.16. иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;

4.17. аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;

4.18. еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;

4.19. предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;

4.20. соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.

5. Учащимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:

5.1. курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;

5.2. приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;

5.3. нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;

5.4. не выполнять требования педагогических работников;

5.5. пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;

5.6. пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;

5.7. пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;

5.8. проводить съемки во время проведения учебных занятий, факультативных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;

5.9. разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;

5.10. употреблять во время учебных занятий пищу и напитки;

5.11. пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;

5.12. в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;

5.13. во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;

5.14. покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) администрацией учреждения.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ УЧАЩИХСЯ

6. Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования.

7. Совет учреждения образования имеет право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготавливается одежда делового стиля.

8. Одежда делового стиля, как правило, включает большой выбор элементов, которые можно комбинировать (пиджак, жилет, рубашка, юбка, брюки, сарафан, блуза, платье, галстук и др.), а также может включать галстук (значок, эмблему, шеврон) с логотипом учреждения образования.

В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.

9. При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:

спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;

вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;

грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;

верхняя одежда и головные уборы;

обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.

10. Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.

 

V. ПОРЯДОК ПОСЕЩЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

11. Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.

12. В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся в начале урока обязан сообщить об этом учителю.

13. Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:

занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;

готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;

ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.

14. При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.

15. Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.

16. Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.

17. При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.

18. О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.

19. Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.

20. Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем.

21. Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.

21.1. В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.

21.2. В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.

21.3. Дежурный администратор вызывает в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.

21.4. Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.

21.5. В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования.

22. Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.

23. Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.

24. Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.

25. По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).

26. В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.

27. В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.

Уважительной причиной считается:

болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);

экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);

пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению законных представителей);

участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).

28. Дежурство учащихся:

28.1. В учреждении образования из числа учащихся VII-XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.

28.2. В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.

28.3. Из числа учащихся VII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки.

 

V. ПОРЯДОК НАХОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРЕМЕНЕ

29. Перемена предназначена:

для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;

отдыха и физической разминки;

приема пищи;

проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;

подготовки к уроку, иное;

30. При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.

31. Во время перерывов учащимся запрещается:

шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;

кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;

употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

 

VI. МЕСТА МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Столовая

32. В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.

33. Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.

34. Учащиеся обслуживаются в буфете в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.

35. Употреблять блюда, напитки, продукты питания, приобретенные в столовой, буфете и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.

36. Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.

Спортивный зал

37. Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.

Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.

38. Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.

39. Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.

Санитарные комнаты

40. При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;

41. Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.

 

 

Гардероб

42. По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.

43. В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.

44. Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи.

45. В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.

 

VII. ПОРЯДОК ПОСЕЩЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ МЕРОПРИЯТИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ.

46. Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.

47. Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).

48. Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.

49. Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.  

50. Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.

51. Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.

52. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.

53. Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

 

VIII. ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

54. В качестве поощрения к учащимся могут применяться следующие меры:

объявление благодарности;

награждение грамотой;

награждение ценным подарком;

занесение на доску Почета учреждения образования;

написание листа благодарности законным представителям.

Поощрение объявляется приказом директора. Выписка из приказа хранится в личном деле учащегося.

55. За совершение учащимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение Устава и Правил) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление.

56. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применена к учащемуся III ступени общего среднего образования.

57. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору учреждения образования.

58. Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания доводятся до законных представителей несовершеннолетнего учащегося.

 

IXПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)

59. В здании учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.

60. Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.

61. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.

62. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.

63. В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи), учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) учащемуся делается запись в дневник.

64. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В учреждение образования приглашаются родители (законные представители), и после беседы с директором (членом администрации) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое директором учреждения образования.

 

Список литературы для чтения летом 5 класс

Русская литература: 

Русские народные сказки: 

  • "Василиса Прекрасная", "Финист – Ясный Сокол" 
  • Жуковский В. "Спящая царевна" 
  • Пушкин А. Сказки, "Повести Белкина" 
  • Гоголь Н. "Майская ночь, или Утопленница" 
  • Куприн А. "Чудесный доктор" 
  • Зощенко М. "Великие путешественники" 
  • Платонов А. "Волшебное кольцо" 
  • Паустовский К. "Кот-ворюга" 
  • Астафьев В. "Васюткино озеро" 
  • Белов В. "Скворцы" 

Зарубежная литература 

  • Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна) 
  • Андерсен Г.-Х. "Соловей" 
  • Гауф В. "Карлик Нос" 
  • Дефо Д. "Жизнь и приключения Робинзона Крузо…" 
  • Киплинг Р. "Кошка, которая гуляла сама по себе" 
  • Родари Д. "Сказки по телефону" или "Говорящий сверток" 
  • Твен М. "Приключения Тома Сойера" 
  • Толкиен Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно" 
  • Уайльд О. "Соловей и роза" 
     

Список литературы для чтения летом 6 класс


Русская литература XIX века 

  • Гоголь Н. "Вечера на хуторе близ Диканьки", 
  • Пушкин А. "Капитанская дочка" 
  • Лермонтов «Мцыри»,
  • Лесков Н. "Человек на часах", "Тупейный художник", "Обман", "Пигмей" 
  • Тургенев И. «Бежин луг».
  • Достоевский Ф. "Мальчик у Христа на ёлке" 
  • Чехов А. "Толстый и тонкий", "Хирургия", "Налим", "Беззащитное существо", "Жалобная книга" и др. 

Русская литература XX века 

  • Алексин А. "Звоните и приезжайте" 
  • Астафьев В. "Фотография, на которой меня нет" 
  • Белов В. Рассказы для детей 
  • Булычев К. "Заповедник сказок" 
  • Железников В. "Чудак из шестого "Б"", "Путешествие с багажом", "Чучело" 
  • Зощенко М. Рассказы для детей 
  • Искандер Ф. "Первое дело", "Запретный плод", "Мученики сцены", "Вечерняя дорога", рассказы о море 
  • Крапивин В. "Валькины друзья и паруса", "Брат, которому семь" 
  • Платонов А. "В прекрасном и яростном мире" 
  • Паустовский К. "Мещёрская сторона" 
  • Салтыков-Щедрин М. Сказки 

Зарубежная литература 

  • Брэдбери Р. "Третья экспедиция" 
  • Генри О. "Вождь краснокожих"
  • Горький М. "Детство" 
  • Дюма А. "Три мушкетёра" 
  • Конан Дойл А. "Горбун" 
  • Купер Ф. "Последний из могикан", "Следопыт»
  • Линдгрен А. (рассказы)
  • Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Сказание о Ките", "Белое безмолвие", "Там, где расходятся пути". 
  • Майн Рид Т. "Всадник без головы" 
  • Сетон-Томпсон Э. "Тито", "Мальчик и рысь", "Мустанг-иноходец", "Лобо", 
  • "Домино", "Улыбчивый певец", "По следам оленя" 
  • Стивенсон Р. "Остров сокровищ", «Черная стрела»
  • Твен М. "Приключения Гекльберри Финна" 
  • Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно" 
  • По Э. "Овальный портрет" 
     

Список литературы для чтения летом 7 класс
 

Русская литература XIX века 

  • Тургенев И. "Ася", "Певцы" 
  • Толстой Л. "Детство", "После бала"
  • Гоголь Н. « Ревизор» 
  • Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  • Куприн А. "Изумруд", "Тапер" 
  • Салтыков- Щедрин М. «Повесть о том, как один генерал двух генералов прокормил»
  • Чехов А. "Переполох", "Тоска" и другие рассказы 

Русская литература XX века 

  • Зощенко М. "История болезни"
  • Горький М. «Песня о Соколе»
  • Твардовский А. « Василий Тёркин»
  • Паустовский К. «Учитель»
  • Грин А. "Алые паруса", "Золотая цепь", "Бегущая по волнам" 
  • Казаков Ю. «Голубое и зелёное»
  • Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" 
  • Астафьев В. "Мальчик в белой рубашке"
  • В. Шукшин (рассказы)

Зарубежная литература 

  • Брэдбери Р. "Всё лето в один день", "Зелёное утро", "Каникулы" 
  • Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Белый клык" 
  • Олдридж Д. "Последний дюйм" 
  • По Э. "Лягушонок", "Золотой жук", "Овальный портрет" 
  • Свифт Д. "Путешествия Гулливера" (в пересказе Т.Габбе) 
  • Сент-Экзюпери А. "Планета людей" 
  • Твен М. "История с привидением" 
  • Уэллс Г. "Война миров" 
     

Список литературы для чтения летом 8 класс
 

Русская литература 

  • Пушкин А. "Цыганы", "Сожжённое письмо"
  • Короленко В. «Парадокс»
  • Н.Некрасов «Княгиня Трубецкая»
  • Пушкин А. "Капитанская дочка", "Пиковая дама", "Борис Годунов" 
  • Пущин И. "Записки о Пушкине"
  • Гоголь Н. "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" 
  • М.Горький «Старуха Изергиль»
  • Гоголь Н. "Ревизор", "Женитьба",  «Нос», «Записки сумасшедшего»
  • Тургенев И. "Ася", "Первая любовь" 
  • Толстой Л. "После бала", "Детство", "Отрочество", "Хаджи-Мурат" 
  • Бунин И. "Цифры", "Лапти" 
  • Цветаева М. "Мой Пушкин"
  • Б.Васильев «А зори здесь тихие…»
  • Воробьёв К. «Убиты под Москвой» 

Зарубежная литература 

  • Бирс Э. "Человек и змея" 
  • Гарди Т. "Роковая ошибка церковных музыкантов" 
  • Генри О. "Вождь краснокожих" 
  • Гюго В. "93-й год", "Человек, который смеётся" 
  • Джером К. Джером "Миссис Корнер расплачивается" 
  • Джованьоли Р. "Спартак" 
  • Диккенс Ч. "Пойман с поличным" 
  • Ирвинг Т. "Жених-призрак", "Рип ван Винкль" 
  • Киплинг Р. "Дьявол и морская бездна" 
  • Конан Дойл А. "Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки" 
  • Лондон Д. "Под палубным тентом" 
  • Мериме П. «Хроники времен Карла IХ»
  • Мопассан Г. "Туан" 
  • Моэм У. "Завтрак" 
  • По Э. "Очки", "Украденное письмо", "Лягушонок" 
  • Стивенсон Р. "Владетель Баллантре", "Маркхейм" 
  • Твен М. "Журналистика в Теннеси", 
  • "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" 
  • Уэллс Г. "Человек-невидимка" 
  • Хаггард Г.Р. "Дочь Монтесумы", "Копи царя Соломона", "Дитя из 
  • слоновой кости", "Ласточка", "Прекрасная Маргарет" 
  • Честертон Г. "Тайна Фламбо" 
  • Шекспир У. Сонеты, «Ромео и Джульетта»
  • Шелли М. "Франкенштейн, или Современный Прометей" 
  • Диккенс Ч. «Приключения Оливера Твиста»
     

Список литературы для чтения летом 9 класс
 

Русская литература 

  • "Слово о полку Игореве" 
  • Державин Г.Р.
  • Ломоносов М.В.
  • Жуковский В.А.
  • Фонвизин Д. "Недоросль" 
  • Карамзин Н. "Бедная Лиза" 
  • Грибоедов А. "Горе от ума" 
  • Пушкин А. "Евгений Онегин", стихи 
  • Лермонтов М. "Герой нашего времени", стихи 
  • Гоголь Н. "Мертвые души", «Шинель»
  • Чехов А. "Медведь" 
  • Аверченко А. Рассказы по выбору учащихся, например, "Кривые углы" 
  • Тэффи Рассказы по выбору учащихся, например, "Русские в Европе", "Маркита" 
  • Булгаков М. "Похождения Чичикова" 
  • Бунин И. Рассказы по выбору учащихся 
  • Шолохов М. "Судьба человека" 

Поэзия XX века:

  • Ахматова А.
  • Блок А.
  • Есенин С.
  • Цветаева М.

Зарубежная литература

  • Мольер Ж.Б. "Мещанин во дворянстве"
  • Бах Р. "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"
  • Уайльд О. "Портрет Дориана Грея"

Список литературы для чтения летом 10 класс

Русская литература

  • Пушкин А. «Медный всадник», стихи
  • Островский А. "Гроза", "Бесприданница"
  • Гончаров И. "Обломов"
  • Тургенев И. "Отцы и дети", "Записки охотника" • Салтыков-Щедрин М. "История одного города", «Сказки»
  • Достоевский Ф. "Преступление и наказание", «Бедные люди»
  • Толстой Л. "Война и мир", «Севастопольские рассказы»
  • Лесков Н. "Тупейный художник", «Очарованный странник»
  • Фет А.(Стихи)
  • Тютчев Ф. (Стихи)
  • Некрасов Н. «Кому на Руси жить хорошо», (стихи)

Проза конца 19-нач. 20 века

  • Чехов А. “Ионыч”, маленькая трилогия: «Человек в футляре”, “Крыжовник”, « О любви”, «Попрыгунья”, “Душечка”, “Дама с собачкой”, “Дом с мезонином”, “Вишневый сад”
  • Бунин И. Стихотворения, рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", сб. "Темные аллеи" (2-З рассказа)
  • Куприн А. "Олеся", "Гранатовый браслет", «Поединок»

Зарубежная литература

  • По Э. "Убийство на улице Морг"
  • Бальзак О. «Гобсек», «Евгения Гранде»
  • Гюго В. «Отверженные»
  • Диккенс Ч. «Дэвид Копперфильд»
  • Теккерей У. «Ярмарка тщеславия»

Список литературы для чтения летом 11 класс

Поэзия "серебряного" века

  • Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
  • Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
  • Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
  • Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
  • Есенин С. Стихотворения разных лет
  • Маяковский В. Стихотворения, поэма "Облако в штанах"
  • Блок А. Цикл стихотворений, напр., "Стихи о Прекрасной Даме", Поэма "Двенадцать"
  • Мандельштам О. Стихотворения

Литература 20-х годов 

  • Аверченко А. «Рассказы» (2-3) 
  • Зощенко М. «Рассказы» (2-3) 

Литература 30-40-х годов 

  • Булгаков М. “Белая гвардия”, "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита" 
  • Платонов А. “Город градов”, “Усомнившийся Макар”, “Котлован”
  • Толстой А.Н. "Петр I" (обзорное изучение) 
  • Ахматова А. Поэма "Реквием", стихи
  • Пастернак Б. Стихи, "Доктор Живаго"  
  • Шолохов М. "Поднятая целина", “Судьба человека” 

Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет 

  • Некрасов В. "В окопах Сталинграда", Воробьев К. "Убиты под Москвой" 
  • Быков В. "Сотников", “Обелиск”, “Карьер”
  • Бондарев Ю. “Горячий снег” 

Стихи о войне:

  • Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др. 

Литература 50-80 годов 

  • Солженицын А. "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор" 
  • Твардовский А. Обзор творчества. 
  • Распутин В. "Прощание с Матерой", «Живи и помни», «Пожар» 
  • В.Астафьев «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Печальный детектив»
  • В.Шукшин «Чудик», «Срезал», «Мастер» и др. рассказы

Драматургия:

  • Вампилов А."Старший сын", «Утиная охота». 

Авторская песня:

  • Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др. 

Современная фантастика:

  • Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся) 

Литература русского зарубежья: 

  • Набоков В. Рассказы, напр., "Машенька" или Шмелев Н. "Лето господне" 
  • Довлатов С. «Наши», «Чемодан», «Иностранка».

Современная литература 

  • Толстая Т. Из сб. "На золотом крыльце сидели...", "Йорик", "Кысь" 
  • Улицкая Л. Произведения по выбору учащихся.
  • Петрушевская Л. «Время ночь» и др. произведения

 

 

 

Вниманию всех учащихся!

В преддверии купального сезона Минская городская организация ОСВОД напоминает о мерах безопасности на водоемах:

  1. Купайтесь только в специально отведенных и оборудованных местах!
  2. Не заплывайте за буи!
  3. Не допускайте шалостей на воде и не подавайте ложных сигналов о бедствии!
  4. Не прыгайте в воду с лодок, катеров, причалов и других сооружений!
  5. Не взбирайтесь на буи и предупредительные знаки!
  6. Не купайтесь в запрещенных для купания местах рек, озер, водохранилищ, прудов и иных водоемов!
  7. Не подплывайте к судам, моторным, парусным, вёсельным лодкам и другим плавсредствам!
  8. Дети должны находиться у воды только под присмотром родителей!

 Сделайте свой отдых безопасным!